Эхо недели.ru

Александр Оськин: Должен ли ФАС бороться с плюрализмом мнений?

Я никогда не задумывался над тем, что Федеральная антимонопольная служба могла бы бороться с ограничением плюрализма мнений в России. Т.е. с ограничением плюрализма на конкретных рынках – это понятно, с контролем за экспансией торговых точек ритейла в больших и малых городах страны – тоже понятно. Но вот чтобы следить за широтой плюрализма мнений в Росси, признаюсь, мне в голову не приходило. И тут информация из Великобритании об усилении борьбы против монополизма в охвате аудитории и в защиту широкого плюрализма мнений.

Глава британского независимого медиарегулятора Ofcom Эд Ричардс заявил, что действующее в стране антимонопольное законодательство не позволяет эффективно бороться с медиамонополиями. Как пишет Guardian, Ричардс предложил предусмотреть возможность разделять медиакомпании, имеющие слишком большую совокупную аудиторию.

Приведенная выше информация выглядит как репортаж с другой планеты. У нас чем больше аудитория охвата, тем лучше. На прошедшей недавно конференции «Медиабизнес» некоторых выступающих от печатных СМИ просто «распирало» от цифрового охвата аудитории. Если добавить к этому появление у дистрибуторов собственных каналов радио, телевидения и интернета с посещаемостью сайтов, исчисляемой в сотни тысяч человек в сутки, то делается очевидным преобладание мономнений в информационном пространстве.

Мы тут «ломаем копья» вокруг тиражного аудита, что безусловно важно, но не главное. Но как-то еще ни разу никто не поднимал вопрос о влиянии наших медиакорпораций на сужение плюрализма мнений в стране. Вот в Англии — там все прозрачнее.

В марте 2011 года News Corp. получила разрешение на поглощение BSkyB при условии, что ее важнейший актив — телеканал Sky News — будет выделен в особую компанию, контрольный пакет которой будет не у Мердока. Однако противники сделки считают, что принятых мер недостаточно для ограничения влияния News Corp., которая уже владеет газетами The Times, The Sun и News of the World.

Главный вывод из английской истории – это необходимость рассматривать медиабизнес в России не с точки зрения наличия торговых точек в структуре, а с точки зрения монополизации механизмов формирования общественного мнения. Торговые объекты прессы должны быть независимы и равнодоступны для всех издательских домов, никаких ограничений в торговле информацией — кроме экономики.

А вот медийная машина, собственно, которая генерирует мнения в обществе, должна быть не одна. Таких машин должно быть много. Нам надо понять, как обеспечить широкий плюрализм мнений в СМИ через демонополизацию медиаиндустрии. И на это, видимо, должна быть нацелена работа ФАС.

Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП)

Блог автора

Реклама

16.03.2011 - Posted by | Трибуна колумниста

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: