Эхо недели.ru

Владимир Касютин: Жизнь или кошелек

Значительная часть региональных редакторов и журналистов ничего хорошего от будущего не ждет, но на модернизацию согласна. Кто тормозит трансформацию региональной прессы?

Результаты исследования «Проблемы развития региональных рынков печатных СМИ», проведенного секретарем СЖР Владимиром Касютиным при содействии Фонда развития информационной политики, Союза Журналистов России, Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям.

В исследовании приняло участие 300 человек – главные редакторы, ответственные секретари, журналисты, технические сотрудники государственных, муниципальных, частных газет различных Федеральных округов РФ.

Глубокая заморозка

Несмотря на регулярно отмечаемые экспертами проблемы со свободой прессы и становлением медиабизнеса в России, значительное число сотрудников региональных печатных СМИ позитивно воспринимает результаты своей деятельности.

Отвечая на вопрос: стала ли ваша газета за последние пять лет лучше, хуже или не изменилась, 74,2 % — сказали «лучше»; 18, 4 % — «не изменилась», и только — 6,7 % — признались — «хуже».
Это означает, что сильной мотивации к изменениям во многих редакционных коллективах нет.

Необходимо отметить, что более двух третьих опрошенных – главные редакторы, многие из которых желали бы сохранить существующее статус-кво: лояльность издания к субъектам местной власти или бизнеса, замораживание общественных функций, — в обмен на субсидии.

Звучат лишь отдельные голоса в благодушном хоре: — Лучше стали по дизайну, хуже – по содержательной модели, которая теперь представляет собой засилие официоза и фотоснимков и отчетов главы района.

Не случайно уже во втором исследовании ключевым сегментом своей аудитории сотрудники региональных печатных СМИ называют (после всех категорий населения — 70,4 % и пенсионеров — 17,6 %) сотрудников местных органов власти – 5,6%. Молодежь (2,6 %), скорее желаемая и воображаемая аудитория, нежели реальная, поскольку предложить этому сегменту в принципе нечего.

Один из респондентов высказался предельно откровенно: — Наша ключевая аудитория – потребители нашего продукта — постановлений правительства региона.

Материалы общего содержания

Очевидно, что аудитория региональных печатных изданий стареет и, соответственно, сокращается, или, по крайней мере, почти не увеличивается в силу, как объективных, демографических причин, так и субъективных, связанных с особенностями их контента.

Примерное соотношение материалов в структуре номера регионального издания, в %

Новости 26,3
Официальные материалы 22,7
Реклама, объявления 16,5
Аналитика 13,7
Письма читателей 9,5
Развлекательные, сервисные материалы 7,5
Иное 2,6
Затрудняюсь ответить 1,1

Если учесть, что новостей в их классической формулировке в большинстве региональных печатных изданий, нет, как, впрочем, и аналитики, официальные материалы получают несомненное лидерство.
Бесспорно, сегодня в прессе происходит смешение и даже умирание жанров, и в ответах респондентов, этой порой проявляется в гротесковой форме.

– К аналитическим материалам я отношу статьи, корреспонденции, репортажи, интервью, — сообщает главный редактор городской газеты.
Его коллега признаваясь, что содержание официоза в номере достигло 35%, тем не менее считает, что газета в последние годы стала лучше. Заместитель главного редактора областного издания помечает, что в номере 82 % аналитики, и следом, говорит о том, что необходимо менять содержание, соответственно запросам аудитории.

Примечательно, что многие респонденты автоматически проставляли процент публикуемой рекламы, предельно допустимый в универсальном издании (40 %), не задумываясь о реальной цифре, которая зачастую на порядок меньше.
В числе иных материалов упоминаются очерки, и что особенно запомнилось точностью формулировки — материалы общего содержания.

Иллюзия интерактивности

Умиротворение исчезает и разыгрывается фантазия, когда речь заходит о том, какие изменения в содержании изданий сделают их более современными, соответствующими запросам аудитории. Разделим предложения (это был открытый вопрос) на блоки.

Визуализация.
Прежде всего, респонденты обращают внимание на форму. Значительное число сотрудников региональных газет ставит знак равенства между современностью и полноцветом, качественной бумагой и увеличением объема номера. Говорят об улучшении качества печати и фотоснимков, освоении инфографики и карикатур, хорошей навигации, использовании жестких макетов.

Проблема объема и цвета решаема при грамотном подходе к управлению редакцией. Необходимо активизировать работу отдела рекламы и объявлений, запланировать спецпроекты под проданную рекламную площадь, а затем готовить контент к выбранной тематике.

Традиционный подход – выпуск приложений на темы, интересные самим журналистам, а затем поиск средств на увеличение объема и цветности, способствует еще большей зависимости редакционных коллективов от спонсоров.

Сокращение официоза.
Предложения, касающиеся взаимодействия с органами власти, полярны: от повышения качества взаимодействия с аппаратом администрации города, популяризации приоритетных направлений государственной политики до переноса официальных текстов в отдельное издание, сокращения материалов о деятельности местных чиновников.

Официоз надо публиковать приложением за счёт местной власти, — считает подавляющее большинство респондентов.

— Государственное издание сделает более интересным отсутствие цензуры, — признается журналист городской газеты.
— Надо добиваться действенности, — пишет его коллега из областной газеты.
— Если в руководстве региона умные люди, они должны понимать, что данный формат во взаимодействии со СМИ, прежде всего, работает на них самих. Мы не должны быть только средством для выпуска пара недовольства населения.
— Необходимо больше публиковать критических материалов, в том числе о злоупотреблениях в органах местной власти, — подчеркивает редактор районной газеты.

Интерактив и экспертиза.
Надо браться за освещение наиболее острых тем, поднимаемых в блогосфере, — предлагает журналист районной газеты.
— Нам нужно больше критических статей, писем от читателей о недостатках с умным комментарием, — продолжает тему коллега.

Вот еще мнения, о том, что сделает региональную прессу соответствующей запросам времени:
— увеличение доли аналитических материалов с привлечением экспертов, тематических блоков, позволяющих читателю ориентироваться на рынках потребительских товаров, услуг в сфере ЖКХ;
— социологические опросы и статистические данные;
печатать все критические замечания читателей в адрес властей
— публикация двух (и более) точек зрения на актуальные вопросы и события, а не только точки зрения (позиции) учредителя.

Наиболее точно задачу местной прессы сформулировал редактор городской газеты, полагающий современность, не в увеличении объема и цветности, но «в активизации общественно-политического диалога на базе местной действительности, вовлечении населения в обсуждение местных проблем, аккумуляции предложений по их решению, мобилизации для этого наиболее активной части местного общества».

Сервисная информация.
Нам не хватает «желтизны», — полагает 28 летняя зам. редактора районной газеты. — Нужно больше слухов, предположений, светской хроники.

Аналогичных предложений в ответах немного. В основном, наблюдается стремление к расширению сервисного блока на страницах региональной печати:
— Необходимо давать целевые страницы «по интересам» для разных социальных слоев и возрастов: для мужчин – охота, рыбалка, автосервис; для женщин – кулинария, здоровье, подворье, красота, хозяйство, отдых;
— Надо увеличивать объем развлекательных материалов, полезной для населения информации (полезные советы, в быту, на отдыхе и др.);
— У нас мало развлекательной информации (ночные клубы, новые заведения, спортклубы и др.);
— Надо публиковать полезные советы, различные рецепты, секреты ведения домашнего хозяйства, лечения народными методами, советы врачей и т. д.
— Нужна полная программа телевидения, включая кабельное.

— Не знаю, — сомневается редактор районной газеты. — Может быть, нам сегодня и нужны гороскопы, криминальные истории, сканворды, анекдоты, «женские» истории и т.д., но это уже будет другое издание, да и данный сегмент рынка заполнен сетевыми цветными изданиями, с которыми мы конкурировать вряд ли сможем.

— В газете нужно больше информационных страниц, — пишет редактор частного издания. И это в определенной степени ответ на вопрос, что может произойти с региональными изданиями после приватизации. – Ни одного бесплатного сантиметра печатной площади ни другу, ни врагу.

Впрочем, нынешняя позиция, в которой находятся многие муниципальные издания, тоже не вызывает сочувствия. — На данное время изменения в нашей работе и в содержании нашего издания нам не нужны, — цинично откровенен главный редактор муниципальной газеты, 50 лет.

Производство симулякров – выпуск медиапродуктов, изначально не рассчитанных на удовлетворение потребностей аудитории, получило сегодня такое распространение, что верстальщик районной газеты, 23 лет, полагает главной задачей современного издания – «создание иллюзии интерактивности».

Друзья есть, а денег нет

Газете поможет оперативное размещение информационных материалов, — считает главный редактор районки, и чешет затылок, размышляя, как решить эту задачу. Тем временем, веб-сайта у редакции нет. Значится в планах. В подобной ситуации — немалое число его коллег.

Основная функция web-сайта вашего издания, в %

Иное 37,1
Помогает формировать контент бумажной версии 35,2
Затрудняюсь ответить 15,7
Малополезная трата времени и денег 7,5
Приносит дополнительные доходы 2,2
Нет данных 2,2

При подготовке вопросов для анкеты, степень была переоценена присутствия региональной печати в Интернете. Немногим более трети респондентов согласились с тем, что веб-сайт помогает формировать контент бумажной версии, и всего 2,2 % заявили о том, что веб-сайт приносит дополнительные доходы.

Значительное число сотрудников не смогло ответить на этот вопрос, 7,5 % считают создание веб-сайта издания малополезной тратой времени и денег. Наиболее популярный ответ — «веб-сайт планируется создать в ближайшей перспективе» попал в графу «Иное». Кроме того, нередко встречаются следующие ответы:

• веб-сайт — новостное подспорье для бумажной версии;
• веб-сайт – наш электронный архив;
• веб-сайт служит альтернативой чтению бумажной версии
• веб-сайт дублирует бумажную версию.

Многие высказывания показывают, что четкой и внятной концепции развития веб-ресурса, понимания его роли и места в деятельности редакции регионального СМИ у большинства редакторов и журналистов нет:
• Надеемся, что сайт привлечет внимание молодой аудитории;
• разрабатывается новая версия «электронной газеты», которая через 3-4 месяца будет приносить доход
• веб-сайт рекламирует бумажную версию, пока малоэффективно;
• регулярно выносим газетные материалы на сайт, но обратная реакция невелика;
• веб-сайт помогает другим изданиям находить нужную и интересную информацию;
• используется ресурс официального сайта администрации района для размещения материалов газеты.

Наиболее продвинутые в вопросах работы в Интернете редакционные коллективы видят его роль главным образом в усилении интерактивных возможностей издания:
• Веб-сайт помогает землякам, находящимся далеко от дома, узнавать новости и поддерживать связь с малой родиной;
• Веб-сайт помогает установить обратную связь и быстрее узнавать мнение читателей;
• Веб-сайт помогает жителям района знакомиться с содержанием номера удаленно, а также оперативно оставлять свои комментарии.

Редакционные коллективы уже оценили, что веб-сайт способен привлечь аудиторию из-за пределов территории распространения бумажной газеты, и используют комментарии пользователей в материалах бумажной версии, но пока не понимают, как использовать глобальную аудиторию для монетизации электронного ресурса.

Почту ругаем, дальше дело не идет

Второй вопрос, ответы на который принесли сюрприз – о соотношении подписки и розничных продаж у региональных изданий. Мнение о том, что проблемы, связанные с доставкой прессы по подписке и продажами розницы, подталкивают редакционные коллективы к созданию собственных служб распространения, оказывается неверным, когда мы обращаемся к мнению сотрудников региональной печати.

Соотношение между подпиской и розничными продажами
региональных изданий, в %

Иное 59,6
65х35 15,4
20х80 11,2
50Х50 9,7
Затрудняюсь ответить 2,6
Нет данных 1,5

Почти 60 % респондентов отметили, что их издания распространяются полностью по подписке или розничные продажи составляют около 5 % от тиража издания.

Редактор районной газеты написала, видимо, в раздражении, что соотношение подписки и розницы составляет 150 к 1.

Впрочем, раздражение легко объяснимо – номер, заполненный чуть ли не наполовину официозом, можно опустить по подписке в почтовый ящик, или разложить на бесплатных стойках за счет спонсоров. Кто обратит внимание на подобное издание в развале красочных таблоидов и заплатит за жизнеописание главного местного чиновника из собственного кармана?

Это будет другая газета

Нужна ли свобода региональной прессе и способна ли она продолжать свою деятельность без государственной поддержки? Вот как распределились ответы наших респондентов на вопрос: способна ли ваша редакция обеспечить выпуск издания без субсидий спонсоров (власть, бизнес)? – «Да» — 29,2%; «нет» — 62,9 %; «затрудняюсь ответить» — 6 %, «нет данных» — 1,9 %.

Более чем две трети опрошенных сотрудников региональных редакций считает, что без субсидий спонсоров обеспечить выпуск издания невозможно.

– Мы сможем обойтись без дотаций, если к нам будет меньше требований, — говорит редактор городской газеты.
— И так участвуем везде, где только можно, получили два гранта от Роспечати, но без областной поддержки не выстоим. С районной властью работаем по договору. Иных субсидий не имеем, только на свои доходы не проживем, поскольку ни тираж, ни рекламу в нашем муниципальной образовании наращивать некуда, — признается его коллега из районной газеты.
— Проживем и без субсидий, но это уже будет другая газета, — обещает еще один редактор.

Организационная модель

Чтобы изменить газету, необходимо модернизировать технологические процессы ее выпуска. Какие внутриредакционные документы регламентируют выпуск региональных изданий сегодня? Мы предложили респондентам минимальный набор.

Какие внутриредакционные документы регламентируют выпуск
вашего издания, в %

Редакционная политика 55,4
Содержательная модель 49,8
Графическая модель 40,1
Сетевой график 24,3
Бизнес-план 24,0
План продажи рекламы 22,8
Никакие, устная договоренность о принципах работы 19,1
Технология поиска новостей 13,1
Положение о дэдлайне 7,5

Почти пятая часть опрошенных журналистов призналась, что в редакциях нет никаких документов, регламентирующих технологические процессы, существует лишь устная договоренность о принципах работы. — В нынешних условиях трудно придерживаться каких-либо планов и моделей, — признается главный редактор районной газеты – по возрасту пенсионер.

Наиболее распространенными документами стали редакционная политика, содержательная и графическая модель. Наименее применяются: технология поиска новостей и положение о дэдлайне. Это дополнительное свидетельство того факта, что новости среди публикаций региональной печати встречаются редко.

При обработке данных выявлено часто повторяющееся явление: респондент отмечал наличие тех или иных редакционных документов, но в конце ставил пометку на ответе «устная договоренность о принципах работы». Таким образом, наличие каких-то формализованных правил в данной редакции вовсе не означает их безусловное исполнение.

Кроме того, можно отметить тот факт, что значительное число сотрудников частных изданий выбрало как основной ответ — план продажи рекламы, не обратив внимания на документы, регулирующие качество контента.

Максимальная коммерциализация изданий может стать вектором, по которому двинется немалая часть местных газет после их приватизации, если этот процесс не будет сопровождаться государственными программами развития и удержания их в сфере общественной пользы.

Насколько редакции региональных изданий восприимчивы к инновациям, способны ли непрерывно меняться, совершенствуя технологии, показали ответы на вопрос: когда в последний раз происходили изменения в организации рабочего процесса вашего издания (менялся дизайн, содержательная модель, технология производства, организация сбора новостей).

На первый взгляд, картина оптимистична – 78 % респондентов сказали о том, что в редакциях производились изменения в организации рабочего процесса в последние три года. Вот один из ответов: «стремимся постоянно совершенствовать процесс по всем направлениям». Если обратиться к сущности перемен, картина становится менее безоблачной.

Так, нередко встречается следующие ответы: «перешли с формата А4 на А3»; «что-то периодически меняется в зависимости от обстоятельств». Подобное утверждение означает, что работающих внутриредакционных документов нет, а под изменениями понимается, скорее всего, хаотичная верстка, меняющаяся в зависимости от количества и формата материалов и иллюстраций.

— Последний раз изменения в организации рабочего процесса происходили в 1989-1991 гг., — отвечает зам. редактора районной газеты. Во многих редакциях реальные изменения технологических процессов были вызваны переходом на компьютерную верстку в середине 1990-х гг.
Какие направления деятельности хотели бы изменить региональные журналисты, в первую очередь?

В коренной модернизации нуждаются следующие направления деятельности, в %

Содержательная модель 51,3
Организация подписки и розницы 49,4
Рекламная политика 42,7
Взаимодействие с аудиторией 41,2
Графическая модель 38,2
Взаимоотношения с властью 32,6
Ничего 1,1

Наиболее нуждается в совершенствовании, по мнению сотрудников региональной печати, содержательная модель изданий. Это объяснимо, модель местной газеты была сформирована в советскую эпоху для выполнения иных задач. Трансформация общества не сопровождалась адекватной трансформацией модели региональной печати. Отсюда – проблемы с учредителями, засильем официоза, неотстроенными технологическими процессами.

Почти вровень с содержательной моделью идут другие основные редакционные платформы, на основе которых формируется издание. Питает определенные надежды на возможную модернизацию тот факт, что всего 1,1 % респондентов уверены, что ни одно направление деятельности редакции не нуждается в модернизации. Кроме того, часть респондентов, ранее отвечавшая, что в последние годы в редакции велась модернизация тех или иных процессов, выразила готовность в дальнейших трансформациях.

Отвечая на вопрос, какие факторы препятствуют модернизации работы вашей редакции, на первое место респонденты поставили вариант «ничего». Почти вровень – «низкая квалификация коллег», на третьем месте – предсказуемый ответ — «местные органы власти». Далее идет «руководство СМИ». Не смогли или не захотели ответить на этот вопрос 7,5 % респондентов.

— Модернизации препятствует руководство, — отвечает главный редактор городской газеты, видимо, имея в виду государственные или муниципальные органы власти. – Мешает политика издателя, он же владелец, — отвечает его коллега из частной газеты.

Другие респонденты корень проблем видят в отсутствии финансировании изменений. — Нежелание оплачивать материалы со стороны многих субъектов деятельности (государственных, областных, муниципальных органов власти) приводят к тому, что нет средств на обучение специалистов, техническую модернизацию, — признается редактор областной газеты.

Третьи – в нехватке времени, кадров. – Виноват коллектив редакции (нет специалистов по зарабатыванию денег на рекламе – одни лишь гении журналистики и аналитики), — сокрушается директор-редактор городской газеты.

Кому-то мешает устаревшее программное обеспечение, кому-то финансовые проблемы, вытекающие из несовершенства законодательства, регламентирующего работу районных СМИ, а также плохая работа почты по организации подписки.

Один из редакторов районных газет признался: — Мешает все помаленьку и — инерция нас самих.

Тем не менее, возможность модернизации региональных изданий существует, хотя бы гипотетическая. По крайней мере, почти треть сотрудников редакций продекларировала готовность меняться.

Каким видят будущее изданий региональные редакторы и журналисты? Оптимистов, верящих в большой тираж бумажного издания и популярный веб-сайт около трети – 32,6%. К ним можно прибавить 16,1% тех, кто мечтает, потеряв тираж бумажной газеты, раскрутить веб-сайт, а также 3,4 % выбирающих бесплатное распространение бумажной версии и платный просмотр веб-сайта. Желание пользователей оплачивать электронный контент подразумевает его востребованность.

Остальные варианты в том или ином виде пессимистичны. Вообще не смогло представить пугающее будущее более пятой части респондентов – 22,8 %. Смиряются с в малым тиражом и непопулярным веб-сайтом 12,4 % сотрудников региональной печати. Ни сайта, ни газеты не будет, — уверены 1,1% респондентов.

Иное грядущее выбирают 10,9 % опрошенных газетчиков, по большей части – это иллюзии, слабо подкрепленные здравым смыслом. Например: бесплатное распространение бумажной версии и плохо посещаемый web-сайт. Возникает вопрос, кто станет оплачивать работу по производству бумажной газеты и модерированию веб-сайта? Вряд ли рекламное поле небольшого города или района способно погасить необходимые затраты.

Часть респондентов надеется сохранить существующее положение: «как было, так и будет, если не появится конкурент». Некоторые только задаются вопросом о необходимости веб-сайта: «изучаем необходимость интернет-ресурса».

Когда мы обращаемся к личным данным респондентов, выясняется, что оптимистичны, в основном, главные редакторы, пессимистичны – ответственные секретари и журналисты, которые нередко видят в руководителях ретроградов, препятствующих всему новому и обрекающих издания на дальнейшую деградацию.

Таким образом, среди ключевых проблем модернизации региональной печати можно отметить следующие:

Многие рядовые сотрудники изданий: корреспонденты и технические сотрудники не ответили на вопросы, касающиеся деятельности редакций. Одновременно редакторы жалуются на нехватку времени для осуществления модернизации, перегруженность повседневными делами. Это говорит о невключенности персонала в организацию редакционных процессов, а, следовательно – об отсутствии подлинного менеджмента в управлении региональными СМИ;

Значительное число редакций действует без формализованных правил, регламентирующих технологические процессы, в рамках устной договоренности о принципах работы, что создает серьезные препятствия для организации эффективной бизнес-деятельности;

Подавляющее число представителей государственных и муниципальных региональных изданий уверено в невозможности деятельности изданий без субсидий государства или бизнеса.

Значительное число сотрудников региональных изданий выступает за сохранение существующего статус-кво: получение материальной поддержки от местной власти в обмен на отказ от выполнения изданием части общественных функций;

Определенное количество сотрудников частных изданий проявляет невысокий интерес к выполнению СМИ общественных функций, ограничиваясь развитием бизнес-составляющей;

В целом региональная печать проявляет пассивность, как в вопросах создания, так и в вопросах распространения контента. Содержание бумажной версии газет нередко адресовано пожилой аудитории или представителям местной власти, перегружено официальными материалами. Альтернативные или дополнительные каналы распространения газет выстроили немногие редакции. Большинство редакционных коллективов плохо представляют себе роль и место веб-сайтов в современной деятельности, поэтому не занимаются их развитием;

Значительное число коллективов региональных редакций не работает над стратегиями развития, предпочитая краткосрочное планирование. Большинство опрошенных сотрудников печати уверены либо в дальнейшей деградации и исчезновении этого сегмента системы СМИ России; либо полагает, что положение дел меняться не будет. Еще одна часть респондентов предпочитает вообще не задумываться о будущем региональной печати.

Несмотря на то, что ярко выраженной мотивации к изменениям во многих редакционных коллективах нет, возможность модернизации (резапуска) большинства региональных изданий существует, хотя бы гипотетическая. Почти треть опрошенных сотрудников редакций продекларировала готовность меняться.

Для модернизации (резапуска) региональных печатных СМИ представляется целесообразным осуществить комплекс следующих мероприятий:

Разработать комплекс рекомендаций по подготовке базовой организационной модели региональной редакции, включающей такие внутренние документы, как: содержательная модель, графическая модель, критерии качества контента, редакционная политика, технология поиска новостей, положение о дэдлайне, бизнес-план, маркетинговый план, сетевой график, план продажи рекламы, модель дистрибуции и др.

Включить в базовую модель содержательной модели регионального издания, предложения, высказанные сотрудниками региональной печати о сокращении официоза, усилении таких компонентов, как визуализация, интерактив, экспертиза, сервисная информация;

Разработать типовую модель веб-сайта регионального издания, предусматривающую активизацию функции интерактива, как в бумажной, так и в электронной версии, с возможностью монетизации контента;

Разработать предложения по усилению государственной поддержки региональным изданиям, способствующим активизации общественно-политического диалога, вовлечении населения в обсуждение местных проблем, аккумуляции предложений по их решению, мобилизации для этого наиболее активной части местного общества.

Владимир КАСЮТИН — секретарь Союза журналистов России главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок»

Источник: Блог-Сайт Владимира Касютина

Реклама

15.01.2011 - Posted by | Новости

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: