Эхо недели.ru

Наталия Сорока: Взгляд на любовь-нелюбовь власти и прессы глазами журналиста-чиновника

«Я нахожусь в интересном состоянии полубеременности, когда уже не редактор, но еще и не чинуша с опытом. Не претендую на то, чтобы стать для коллег каким-то примером и уж никак не образцом. Просто расскажу о том, как мы живем и как я себя чувствую в новом качестве…»

Чуть больше полугода назад Наталья Сорока была успешным главным редактором газеты «Вперед» в Челябинской области, председателем Ассоциации городских и местных газет области. А сейчас она первый заместитель начальника управления по печати Администрации Челябинской области. Она не раз выступала на страницах нашего журнала именно как редактор, а сегодня — совсем в другой ипостаси.
Уж нас душили-душили
39 местных газет у нас объединены в ассоциацию. Их совокупный тираж — более 220 тысяч экземпляров. Прак­тически все с 2004 года являются ав­тономными некоммерческими орга­низациями.

Почему выбрали эту форму? Об­ластная власть была обеспокоена тем, что местные чиновники начали душить редакторов, особенно после очередных выборов. Область через ИД «Губерния» вошла в состав соуч­редителей и таким образом в какой-то степени сбалансировала отноше­ния прессы и власти. Состав совета учредителей распределяется так: од­на треть — члены журналистского коллектива, одна треть — представи­тели местной власти, одна треть — уп­равление по делам печати. Политика управления в большей степени сво­дится к защите редакторов. При та­кой расстановке сил в конфликтных ситуациях редакторов чаще удается отстоять.
Все 39 изданий получают господ­держку из областного бюджета, сю­да же входит областная газета «Юж­ноуральская панорама» и областное телевидение. Среднеразовый тираж местных газет составляет от 1,5 до 16,5 тысячи экземпляров.
Собственные службы доставки у нас были созданы 13 лет назад. Ваша покорная слуга была среди пионеров этого дела. Причем создавали мы эти службы не с целью попугать почту, как это бывало в других местах, а с целью заработать на этом что-то. То есть с целью сокращения собствен­ных затрат.
Как область выделяет деньги на прессу? Есть реестр СМИ. И при оп­ределении размера субсидий учиты­ваются такие показатели, как тираж, количество выпусков, охват населе­ния, экономика редакции.
Люди в лодках
С марта нынешнего года в Челябинс­кой области — новый губернатор, новые администрация и правительство. Что интересено, часть этой команды — выходцы из медиасреды, например первый вице-губернатор Олег Грачев — бывший главный редактор газеты «Вечерний Челябинск». Каждую неде­лю по пятницам он общается с жур­налистами. Можно задавать любые вопросы вплоть до каверзных.
Молодые ребята, которые вошли в областную власть, — это бывший мэр Челябинска и его команда. Они не побоялись поставить во главе нашего управления очень молодого челове­ка. Мы приехали из разных районов, кто бывший редактор, кто бывший ру­ководитель пресс-службы. Выручает то, что опыт в этой сфере есть, общий язык с коллегами нашли быстро
Хорошо или плохо, когда журна­лист становится чиновником? Пола­гаю полезнее, нежели каждый будет сидеть на одном месте и думать, что он самый главный, самый умный, а тот, кто в другой лодке, тот дурак.
Юнцы и аксакалы
Проблема номер один у нас — кад­ры. Есть руководители СМИ в пенси­онном и предпенсионном возрасте. Думаю, не только у нас так. Задача — восстановить преемственность, пе­редать опыт молодежи, причем пере­дать его так, чтобы молодежь прислу­шалась, потому что не все старое обязательно плохое.
Похоже, что скоро в городских, а особенно в районных редакциях не­кому и некем будет руководить. Жур­налистике в ближайшем будущем придется сражаться за свежую кровь. Главное условие успеха на этом поп­рище — сделать нашу профессию привлекательной. Проблема номер — два — умение зарабатывать деньги и адаптироваться в непростых совре­менных условиях. У нас такая тенден­ция наблюдается: примерно одна треть руководителей СМИ — выпуск­ники гуманитарных вузов, библиоте­кари, работники культуры и т.д. Есть среди них настоящие профессиона­лы, но профессионалы только в твор­ческом отношении, потому что не все понимают, что СМИ сегодня — это предприятия со своей экономикой.


Осхранения брендов газет стало умениеприспособиться к меняющейся медийной сре де. Редакциям нужно сконцентрироваться на улучшении контента, искать новые формы укрепления связей с аудиторией

Часто случается, что неплохое по контенту издание терпит финансовый крах из-за того, что не вовремя или неправильно было принято какое-то управленческое решение. Современ­ные вузы в программах не находят достаточного места для менеджмен­та, а это — самое слабое место у нас. Две названные проблемы взаи­мосвязаны. У ветеранов редакций — богатый творческий опыт, но им очень сложно порой чисто в психологическом плане заниматься вопроса­ми модернизации, поиском новых форм существования и развития СМИ.

В конвергенция под конвоем
24 редакции у нас имеют полноцен­ные веб-сайты, еще 15 изданий в пос­тоянном режиме обновляют свои страницы на сайте ИД «Губерния». Теперь важно раскрутить эти сайты, сделать так, чтобы они приносили деньги и от рекламы и от прочих ус­луг.
Сегодня очень актуальна тема кон­вергентных редакций. Год назад мы бились с бывшим начальником управ­ления, потому что была поставлена задача — немедленно превратить все редакции в медиацентры. Мы спори­ли: нельзя это делать с наскока. Са­мое главное — наличие базы, подго­товленных кадров и финансирова­ние. У нас в 2—3 редакциях создали подобные медиацентры. Редакторы взревели и сказали, что если раньше они с трудом кормили газетные кол­лективы, то теперь на шею посадили еще телевидение и сайты.
Настаивают: ни к чему нам эти ме­диацентры. Но отступать поздно, те­перь мы определяем те редакции, где база имеется, и, конечно же, будем пробовать. Первые шаги сделаны, учитывая то, что в Уральском универ­ситете очень продвинутая кафедра, которая готовит таких специалистов. Нам обещали помочь с молодыми кадрами журналистов-универсалов.

Губернатор заезжает с тыла
Как у всех, наши чиновники в массо­вом порядке осваивают блогосферу. Губернатор, как вступил в должность, тут же завел свой «живой журнал».

В Челябинской области зарегистрировано около 1400 СМИ, среди них около тысячи печатных, из них более 700 газет, более 340 электронных, 26 информагентств

Больше всего это понравилось насе­лению. Губернатор сейчас ездит по территориям, и перед каждой поезд­кой встречается с редакторами газет городов и районов, и они ему расска­зывают, что у них происходит, где что не так, какой у них глава и по какой дороге лучше ехать. Глава района со свитой ждет гостя на парадном входе, а губернатор с тыла заезжает. Он считает журналистов самыми объек­тивными людьми.
В августе у нас состоялась первая на Южном Урале онлайн пресс-конференция, в которой приняли участие депутаты и кандидаты в депутаты, представители СМИ и независимые эксперты. Люди со всех концов об­ласти буквально забросали их вопро­сами. Сразу же стало ясно, насколь­ко такие пресс-конференции дают открытое и оперативное общение населения с властью по проблемам, требующим неотложного решения.
Этой же осенью прошел круглый стол «Информационная политика ор­ганов власти в Челябинской облас­ти». Он собрал представителей СМИ и госструктур. На нем некоторые чи­новники в открытую высказывались, что основная функция журналистов — быть рупором правящих сил. Журна­листы же утверждали, что информа­ция от власти поступает дозированно, с упором на достоинства и с за­малчиванием недостатков.
По мнению участников круглого стола, самое страшное, что в нашей сфере упал профессиональный уро­вень. Был такой случай, когда редактор одной газеты упрекнул редакто­ра другой газеты в том, что он игно­рирует важные информационные по­воды для рассказа о хороших начи­наниях власти.
Что касается взаимоотношений с местными органами власти, то прак­тически все СМИ работают на осно­ве договоров об информационном обслуживании.

На всех территориях в разной сте­пени наблюдается ряд общих проб­лем:
Долги местных администраций редакциям, невыполнение в срок договорных обязательств. Нездоровая реакция власти на критику в местных СМИ. Отсутствие со стороны власти поддержки журналистов в социальном плане. Личная неприязнь к редактору и к коллективу, так называемый поствыборный синдром. Противостояние исполнительной и законодательной власти на местах, когда глава поддерживает одно издание, а депутаты — другое. Отсутствие пресс-служб в муниципалитетах или недооценка их роли.

В Челябинской области представи­тели власти, думаю, больше чем в других регионах, открыты для диало­га, доступны для журналистов. Теперь нам нужно решать проблему качест­ва информации. Это волнует журна­листов и начинает волновать и власть. И нужно учиться всем. Власти — информационному праву, знать специфику СМИ, методы реализации конституционного права граждан на получение информации, а СМИ — знать больше о функциях и задачах власти, изучать административное право, помогать гражданам в перего­ворах с властью.

Из выступления на Дальневосточном международном форуме журналис­тов в Хабаровске
Наталья Сорока, первый заместитель начальника главного управления по делам СМИ Челябинской области.
БИО
Наталья Сорока родилась в селе Клястицке Троицкого района Челябинской области; окончила Уральский государственный университет им. Горького; с 1978 г. работала в Троицкой газете «Вперед»; с 1 999 г. (с момента основания) возглавляла Совет ассоциации «Пресса городских и районных газет Челябинской области», член Общественной палаты Челябинской области

Источник: журнал «Журналистика и медиарынок».
 

Реклама

03.01.2011 - Posted by | Наши друзья и партнеры

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: